14 июля 1941 года впервые в бою применена знаменитая «Катюша»

Военная техника: про «Катюшу» и ее историю. Кто изобрел, и почему Германии не удалось создать аналог установки

14 июля

Гвардейские минометы «Катюша» — яркий пример того, как иногда слабость оружия легко превратить в его силу. 14 июля мы празднуем день рождения реактивных систем залпового огня (РСЗО). Что же произошло в этот день?

Ракетное оружие известно много веков. В Индии и Китае еще примерно в X веке появились «огненные стрелы», представлявшие из себя первое в мире ракетное оружие. Тогда такое оружие имело больше психологическое воздействие на врага, от него было много страшного шума, дыма, вспышек — и даже некоторый ущерб противнику тоже мог иметь место.

Залп реактивных минометов БМ-13 («Катюша») в Берлине. Фото: Марк Редькин, waralbum.ru

В XIX веке в армиях европейских стран уже были небольшие ракеты, имевшие скорее сигнальное значение, хотя могли и напугать коней, даже привыкших к стрельбе.

Настоящий век пороховых ракет настал в веке XX. Увы, все ракетные изделия того времени давали очень большое рассеивание, попасть ими точно в цель было практически невозможно, однако это не стало препятствием для разработки реактивных снарядов.

В СССР в 1927—1937 годах в РНИИ были разработаны реактивные РС-82 и РС-132, снаряды, которые можно было запускать с самолетов, оборудованных специальными направляющими. В боях на реке Халхин-Гол самолеты И-16 и И-153, вооруженные реактивным оружием, сбили первые японские самолеты и впервые проштурмовали позиции противника.

Ракетные снаряды РС-82. Музей космонавтики и ракетной техники; Санкт-Петербург. Фото: George Shuklin, по лицензии CC BY-SA 1.0

В период с 1939 по 1940 год в РНИИ были разработаны пусковые установки залпового огня для 132 мм «эрэсов». Установка была способна разом запустить 16 таких снарядов. Била установка на 8.4 километра.

Авторами и изобретателями этого оружия, ставшего впоследствии легендарным и послужившего основой для целого нового класса вооружений, были Клейменов, Лангемак, Глушко и еще целый ряд энтузиастов развития реактивного оружия. Увы, премии, звания и награды получил их сослуживец Костиков Андрей Григорьевич, который вовремя послал донос в органы НКВД, расчистив таким образом себе место в руководстве РНИИ.

Но, так или иначе, в начале июня 1941 года в РККА появились первые 8 установок БМ-13. Направляющие базировались на грузовиках ЗИС-6. Последнее испытание установка БМ-13 с успехом прошла 21 июня 1941 года. В самом начале войны одна из установок была послана для испытаний в Севастополь, а 7 установок образовали батарею. Командовал ею капитан Флёров.

Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич. Фото: автор неизвестен, на условиях добросовестного использования

Первый залп эта батарея нанесла 14 июля 1941 года в 15:15 по скоплению эшелонов врага на железнодорожном узле города Орша. Результат этого залпа превзошел все ожидания, станция была практически уничтожена вместе со всей военной техникой и живой силой врага, там находившейся в тот момент. Поэтому 28 июня 1941 года была подписана директива Московского военного округа за № 10864, согласно этому документу было решено сформировать шесть первых батарей установок «Катюша».

Немцы охотились за секретом «Катюш», пытались захватить установку БМ-13. В октябре 1941 года им удалось окружить в районе Вязьмы большое количество войск Западного фронта. Вместе со всеми в кольцо попала и батарея капитана Флерова. Предполагается, что установки батареи, попавшей в немецкую засаду при попытке выхода из кольца, были взорваны своими экипажами. Во всяком случае, своих «Катюш» у Вермахта не было до самого конца войны, у них была установка «Nebelwerfer-41» (у нас ее называли «Ванюшей» или «Ишаком» — за характерный звук выстрела из такой установки), которая залпом выбрасывала на 6.9 километра 6 снарядов калибра 158,5 мм (следующая версия, «Nebelwerfer-42» имела калибр 210 мм).

Разлет шести снарядов «Nebelwerfer» был весьма велик, но 16 или 32 снаряда «Катюши», разом взрывавшиеся на обширной территории, накрывали своим залпом разом больше гектара, производили разрушения не только осколочно-фугасными поражающими факторами взрывов, но и благодаря тому, что разом поражалась живая сила и техника на большой территории. Существующие сейчас РСЗО своими залпами покрывают значительно большие площади.

Залп дивизиона БМ-13-16 во время Сталинградской битвы. 6 октября 1942 г. Фото: RIA Novosti archive, image #303890 / Zelma , по лицензии CC BY-SA 3.0

Почему Германии не удалось создать копию «Катюши»?

Дело в том, что главный секрет установки находился не в форме или количестве рельсов, он был в составе порохового двигателя снарядов РС, в составе и форме пороховых шашек, в особенностях производства «нашего» баллиститного пороха. Гитлеровцы, даже захватив осенью 1941 года исправную установку залпового огня, не смогли до конца войны создать ракеты, которыми заряжалась «Катюша». Абверу, как он ни пытался, не удалось найти те цеха, на которых производились пороховые шашки для снарядов «Катюш». Группа ученых и инженеров под руководством Александра Семеновича Бакаева работала над усовершенствованием производства таких шашек всю войну, ученые за свою работу были удостоены Сталинской премии.

БМ-13 на шасси ЗИЛ-157. 2016 г. Фото: Андрей Бутко, по лицензии CC BY-SA 3.0

Современные РСЗО, «Грады», «Смерчи» и другие стреляют намного дальше, они значительно более смертоносны для врага, но первыми все равно были собранные в начале июня 1941 года 7 установок залпового огня, которые 14 июля 1941 года впервые в мире нанесли удар по эшелонам, военной технике и живой силе врага.

Игорь Вадимов
Игорь ВадимовСпециально для Журнала Calend.ru