21 мая 1937 года начала свою работу научная станция «Северный полюс-1»

С чего началась история дрейфующих научных станций «Северный полюс»?

21 мая

21 мая 1937 года была создана первая дрейфующая научная станция «Северный полюс-1». В этот день на льдину возле полюса сел советский самолет, привезший людей и материалы для возведения построек, в которых четверо отважных полярников должны были прожить несколько сотен дней и исследовать тот район Северного Ледовитого океана, куда до них не ступала нога человека. Они были первыми, научные данные, добытые ими, были бесценны — ведь до них никто здесь не вел научных исследований.

Москвичи встречают участников экспедиции Северный полюс-1. Фото П. Трошкина

Москвичи встречают участников экспедиции Северный полюс-1. Фото П. Трошкина, ru.wikipedia.org

С чего началась эта экспедиция?

Первым автором идеи дрейфующих полярных станций в 1929 году стал Владимир Визе, исследователь из арктического института в Санкт-Петербурге. Под его руководством в 1930-х годах в институте развернулись работы по строительству целой сети полярных станций.

13 февраля 1936 года на совещании в Кремле знаменитый полярник, Герой советского Союза, академик Отто Юльевич Шмидт предложил руководству СССР план создания дрейфующей научно-исследовательской станции в Северном Ледовитом океане. Итогом совещания стало правительственное постановление — в течение года подготовиться к отправке на лед в районе Северного Полюса группы зимовщиков, которая начнет исследования этой новой, совершенно неизученной территории.

Фото: ru.wikipedia.org

О. Ю. Шмидт — начальник Главсевморпути, 1936 г. Фото: ru.wikipedia.org

В 1936 году на острове Рудольфа, расположенном на архипелаге Земля Франца-Иосифа был подготовлен промежуточный аэродром, с которого исследователи планировали отправить самолет уже прямо на Северный Полюс. На временный полярный аэродром было доставлено продовольствие, горючее для самолетов, разборные помещения для лагеря зимовщиков. Специально для новой станции зимовщиков были созданы новые виды пищи — высокоэнергетичные, вкусные, очень компактные и легко хранящиеся, были созданы новые материалы — палатка экспедиции на четырех человек с четырьмя спальными местами весила всего 56 килограммов, при этом она сохраняла тепло во много раз лучше даже разборного деревянного домика. Палатка была брезентовой, но между слоями брезента находился гагачий пух, обеспечивавший стене отличное удержание тепла. Для полярников придумывалась новая морозоустойчивая одежда, оборудование для исследований. Даже новая радиостанция была создана — чтобы работала всю зимовку и обеспечивала бесперебойную связь с Большой Землей.

Льдина, на которой была создана дрейфующая станция, имела площадь 15 квадратных километров(3*5 километров), лед был толщиной в 3 метра. Некоторое время льдина двигалась в районе Полюса, но потом ее подхватило течение, о существовании которого ученые тогда еще не подозревали — и льдина со скоростью около 20 километров в сутки начала двигаться на юг. Станция проработала 274 дня, продрейфовав более 2500 километров от Северного полюса до Гренландского моря, 19 февраля ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» взяли на борт полярных исследователей в 70 километрах от побережья Гренландии.

Зимовщиков было четверо:

  • руководитель экспедиции Иван Дмитриевич Папанин,
  • метеоролог и геофизик Евгений Константинович Федоров,
  • гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов,
  • радист Эрнест Теодорович Кренкель.

В составе экспедиции были двое ученых, уже известных своими исследованиями Арктики, известный полярный радист, участвовавший в экспедициях на пароходах «Сибиряков» и «Челюскин». И руководитель, он же комиссар экспедиции.

Специально для тех, кто читал про маузер Папанина. Поверьте, этот рассказ — просто анекдот. Все четыре участника экспедиции были или членами ВКП(б) или кандидатами в члены ВКП(б) (Кренкель был кандидатом аж с 1934 года) — потому россказни о том, как Кренкеля выгоняли с секретных партсобраний станции, после чего он по рации передавал на Большую Землю «сверхсекретные решения» тех партсобраний — не более, чем интеллектуальный стеб истинных демократов.

Фото: ru.wikipedia.org

Папанин, награждённый орденом Красного Знамени 1938 г. Фото: ru.wikipedia.org

Да, Иван Дмитриевич Папанин был комиссаром на Гражданской войне. Да, он не был ученым. Да, он был не слишком образован. Но он был очень опытным полярником, с 1932 по 1935 он год был начальником зимовок на полярных станциях, одна из которых размещалась на Земле Франца-Иосифа, а другая — на мысе Челюскин, поэтому опыт полярника, опыт руководства зимовкой у него был очень хороший. Так что тот факт, что он был не только начальником станции СП-1, но еще и поваром — говорит только о том, что он готов был браться за любую необходимую на станции работу.

И первый свой орден «Красного Знамени» он заработал еще в Гражданскую, когда это был единственный орден Советской России и награждали им только самых-самых храбрых и отчаянных героев.

Да, начальник экспедиции не вел научных исследований — но он создавал ученым условия для ведения таких исследований. Дрейф длительностью в 274 дня в районе Арктики, который до того времени был абсолютно не исследован, дал мировой науке уникальную информацию — и о скорости и направлении дрейфа льдов в Северном Ледовитом океане. Производились метеорологические и гидрологические исследования — все данные, что передавались со станции, были бесценны и уникальны, ибо открывали ученым данные о совершенно ранее неизвестном регионе Земли.

К тому времени, когда ледокольные пароходы нашли льдину с полярниками, ее размер уменьшился до нескольких десятков метров и в глубине души они все были готовы к самому худшему — но помощь зимовщикам подошла вовремя.

После возвращения на Родину и доклада о зимовке все участники экспедиции были удостоены звания Героя Советского Союза и научной степени Доктор Географических Наук. Все четверо затем работали в Арктике, пока позволяло здоровье. Метеоролог Федоров стал руководителем Гидрометеослужбы СССР. Радист Кренкель руководил радиосвязью Севморпути. Иван Дмитриевич Папанин был руководителем Севморпути.

История станций продолжается и сегодня, с учетом новых технологий и современных возможностей. Но те четверо отважных были первыми, потому их вклад в науку бесценен.

станция «Северный полюс»

Новая платформа «Северный полюс». Фото: aoosk.ru (АО «Объединенная судостроительная корпорация»)

Игорь Вадимов
Игорь ВадимовСпециально для Журнала Calend.ru