Микаэл Таривердиев: «Что скажут обо мне мои друзья?»

15 августа

Удивительный, уникальный. Ступаешь на грузинскую землю и понимаешь, что каждый булыжник на тифлисской мостовой до сих пор хранит эхо любимой и гениальной музыки Таривердиева. Кажется, любых слов не хватит, когда речь заходит об этом красивом, талантливом до гениальности композиторе.

Но каким был Таривердиев в жизни? Каким его знали его близкие, его друзья? Какими воспринимали его враги? Что за личность стояла за этой волшебной, запоминающейся, невероятно атмосферной музыкой?

Мемориальная доска Микаэлу Таривердиеву на ул. Усиевича д. 9 в Москве. Фото: ru.wikipedia.org

Известно, что последняя жена Микаэла Леоновича Вера называла мужа на «Вы» и говорила, что стремление мужа постоянно командовать ей нравилось, называла его «идеальным мужчиной».

Известно, что его сын Карен, росший без постоянного присутствия отца и воспринимавший Таривердиева скорее как «приходящего папу», только после известия о внезапной смерти Микаэла Леоновича понял, по его собственным словам, как много времени, которое они могли бы провести вместе, упущено.

Известно, что принципиальность Микаэла Таривердиева и его трепетно-профессиональное отношение к музыке нравились не всем. Многие завидовали, кто-то ненавидел, кто-то начинал настоящую травлю, как это было с телеграммой якобы от Фрэнсиса Лея, обвиняющей Таривердиева в плагиате.

Кого-то эта принципиальность Таривердиева просто обижала. По словам Андрея Макаревича, в качестве члена худсовета Микаэл Леонович однажды раскритиковал творчество группы «Машина времени» и заявил, что раз руководитель группы по профессии архитектор, то и заниматься ему следует архитектурой. Говорили, что композитор так высказался из-за того, что в принципе не принимал творчество рок-групп и современную музыку. Однако, его последняя жена Вера говорит, что это не так: Таривердиев любил и знал «The Beatles» и «Queen».

Микаэл Таривердиев. Фото: ru.wikipedia.org

Всем знакомая истина: «Говори о себе только хорошее, плохое скажут о тебе твои друзья». Но друзья Таривердиева говорили о композиторе с восхищенным придыханием.

Армен Джигарханян восхищался тем, насколько развита была у Микаэла Леоновича интуиция, внутреннее чутье, способность чувствовать и принимать информацию не так, как это умеют рядовые, обычные люди. Он считал Таривердиева уникальным: «У него было гораздо больше точек восприятия того, что происходит вокруг нас, потому что человек все равно ограничен в восприятии той информации, которую ему дает природа».

Андрей Вознесенский называл Таривердиева своим братом, «серебряннейшим композитором», посвящая Таривердиеву свои стихи.

Белла Ахмадулина не жалела эпитетов и метафор, вспоминая Микаэла Таривердиева. Она называла его служителем той самой музыки «в чистейшем смысле этого слова», «элегантным и изящным человеком», тонким, питающим отвращение к вульгарности, развязности, безупречным во всём.

Родион Щедрин особенно отмечал то, насколько Таривердиев был современен, созвучен своей эпохе, насколько тонко чувствовал интонации, с которыми должно звучать поэтическое слово. «Музыкальная поэзия» — так называли творчество Микаэла Леоновича современники-музыканты.

Очень здорово сказал о музыке Таривердиева Борис Покровский: «композитор и прошлого, и настоящего, и будущего», «его всегда легко узнать среди других композиторов». «Шопенгауэр сказал, что из всех искусств именно музыка не только объясняет объект, она показывает интим этого объекта. Вот Микаэл Таривердиев — композитор интимный в самом высоком, самом глубоком для каждого из нас смысле слова» — добавлял Покровский.

Спокоен, широк душой и открыт людям и творчеству, Таривердиев мало кому рассказывал все, что было на душе, разве только музыке открывал душу. Ну и еще самым близким друзьям. Может, частенько и жалел об этом. Музыка никогда не предавала, а вот близкие люди…

Широко известен факт, что сюжет фильма «Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов подсмотрел в реальной жизни: подобная ситуация случилась с Таривердиевым: однажды во время поездки с Людмилой Максаковой на автомобиле случилась авария, в результате чего погиб человек. Микаэл Таривердиев взял на себя вину, заявив, что за рулем сидел он, а не Максакова, и был осужден на два года. Тот факт, что его личная история была обнародована в фильме, сильно расстроил Таривердиева.

И все-таки композитор, создавший пять опер, четыре балета, концерт для скрипки с оркестром и для альта, огромное количество музыки для сопровождения спектаклей, органную музыку, очень ценил своих друзей: умел дружить и был открыт каждому, к кому тянулось его сердце.

Именно друзьям принадлежит право говорить о Микаэле Таривердиеве после его ухода.

Певица Зара Долуханова, включившая в свой репертуар целые циклы песен Таривердиева на стихи и Ахмадулиной, и Мартынова, называла композитора «отражением нашего века», композитором, который обладал своим особенным, неординарным языком. Писавшим одновременно простую и гениальную музыку, требующую от исполнителей большого мастерства и профессионализма.

Режиссер Сергей Соловьев всегда отмечал ностальгическую нотку музыки Таривердиева: «Когда Микаэл Таривердиев вошел в профессиональное искусство, эта музыка была как бы несовременной, хотя он считался самым современным композитором. Но и тогда его мелодии, его напевы были ностальгией по чему-то. По чему-то идеальному».

С этим трудно спорить: достаточно услышать несколько аккордов из саундтрека к фильму «Ирония судьбы или С легким паром!», как накатывает сладкое чувство воспоминаний о чем-то очень теплом и близком, о том, что уже прошло и никогда не вернется.

Такой всегда была музыка Таривердиева. Таким был сам Таривердиев: спорным, сложным, но безупречным в своем таланте и профессионализме человеком. Такие люди не рождаются случайно, не рождаются часто, поэтому память о них из поколения в поколение человечество хранит бережно, чтобы волшебная музыка маэстро звучала как можно дольше и покорила как можно больше сердец.


Календарный повод для статьи: 15 августа 1931 года родился Микаэл Таривердиев

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru