12 августа 1981 года компания IBM выпустила первый персональный компьютер

День рождения персонального компьютера. Стремительная эволюция за короткий срок

12 августа

Сейчас трудно представить, что немного больше сорока лет назад персональных компьютеров не было вообще. Первые компьютеры были гигантскими, они занимали целые здания, требовали уйму электричества, и стоили очень дорого. Эволюция шла стремительно, машины становились меньше размерами и ценой, компьютер превратился из огромного устройства в маленький и персональный.

«Макинтош», которого мы не помним. Фото: по лицензии pixabay.com

Со временем лампы в компьютерах сменились полупроводниками, появились различные системы ввода/вывода информации, затем появились интегральные схемы. В 1965 году Гордон Мур, занимавший в то время пост директора отдела разработок и исследований в фирме Fairchild Semiconductor, сформулировал, основываясь на своих наблюдениях за развитием вычислительных технологий, правило, которое назвали законом Мура — плотность транзисторов в микросхемах удваивается каждые два года. Потом он сам утверждал, что пошутил — но в течении многих лет это правило более или менее соблюдалось. Интегральные схемы оказались заменены на большие интегральные схемы, затем на СБИС (сверхбольшие интегральные схемы).

Гордон Мур. Фото: RogDel, по лицензии CC BY-SA 2.0 

В 1969 году компания Honeywell выпустила в продажу первый персональный компьютер. Стоил он $10600, а назывался «кухонным компьютером» Н316.

 

Кухонный компьютер Honeywell 316. Фото: общественное достояние

В 1971 году появился первый персональный микропроцессор Intel-4004.

Начиная с 1973 года фирмы Xerox PARC, MITS, MOS Technology, Commodore, Sinclair Research Ltd запускают производство компьютеров. Цена на них к 1977 году снижается до десятков долларов за ПК.

Зачем люди в 1970-х — начале 1980-х покупали ПК?

Эти устройства оказались очень полезными. Практически сразу, уже на самых первых ПК были некоторые программы, полезные для человека. Были программы ввода текста, были программы, из которых выросла современная громада Excel'а.

Микропроцессор Intel-4004 в керамическом корпусе с серыми полосами. Фото: Thomas Nguyen, по лицензии CC BY-SA 4.0

Почему появился спрос на ПК? Вначале они представляли собой удобный инструмент для кросс-программирования, позволяя набивать и приблизительно отлаживать программы для больших, «настоящих» компьютеров. Кроме этого программное обеспечение ПК позволяло создавать архивы, набивать тексты, а потом распечатывать их на принтере, реализовывать расчеты, которые было необходимо повторять многократно с различными входными данными. Вскоре появились бухгалтерские программы, ПК начали активно заменять на работе огромную армию различных расчетчиков, ведь нужные на работе вспомогательные расчеты они выполняли практически мгновенно, с недостижимой при ручных расчетах точностью.

Вдобавок ко всему, практически сразу ПК начали учиться играть.

Компьютерные игры, на самом деле, намного старше ПК. Первая игровая ЭВМ была придумана в фирме Westinghouse в 1939 году. Придумал ее американский ученый-физик Эдвард Кондон. Машину назвали Nimatron, автор запрограммировал опубликованный победный алгоритм игры с ним. Это был первый компьютер для развлечения. Играли человек и ЭВМ. В ходе игрового бета-тестирования было выяснено, что машина всегда выигрывает и при этом — играет мгновенно. Чтобы не травмировать игрока-человека, пришлось добавить в алгоритм игры блоки замедления. В 1940 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке компьютер сыграл с человеком 100.000 раз. Причем выиграл он 90.000 игр. А 10.000 раз проиграл — только потому, что рядом с местом размещения компьютера представители фирмы раздавали участникам алгоритмы беспроигрышной игры. А ведь у этого компьютера не было ни экрана, ни клавиатуры — только множество тумблеров и лампочек.

Nimatron — компьютерная игровая электронно-релейная машина для игры в «Ним». Фото: Edward Condon, общественное достояние

Компьютерные игры на ПК начали распространяться с конца 1970-х. Компьютер Apple II поступил в продажу в 1977 году (по $1298) — к нему уже существовали несколько графических компьютерных игр.

Программисты-пользователи ПК ради развлечения часто занимались созданием разнообразных игр для ЭВМ. Были среди них графические игры — по экрану бегал колобок Digger, кушал рассыпанные в каком-то подвале зернышки Пакмэн, летал по экрану самолетик в игре «Воздушный бой», но подлинно массовыми в самом начале были игры-квесты, работавшие в консольном режиме. Это когда запустив программу на черном экране, игрок начинал читать написанное ему программой и отвечать.

Делались такие программы примитивно просто — серией разветвлений посредством команды «if», написать такую игру мог любой пользователь ПК, имея некоторую фантазию и минимальный опыт программирования.

После выхода в продажу 12 августа 1981 года первой массовой персоналки, IBM PC, компьютерные игры начали свое триумфальное шествие по планете. Процессоры, начиная от Intel-80286 уже вполне поддерживали в реальном времени графические стрелялки и стратегии. А IBM PC больше чем на два десятилетия де факто стал стандартом персоналок.

IBM PC 5150. Фото: Reseletti, по лицензии CC BY-SA 3.0

В 1990-е годы резко возрастала мощность процессоров РС, а с ней росло количество стратегий и стрелялок (шутеров) совершенствовалась графика. Первыми шутерами, с которыми я познакомился в начале 1990-х, были Вольфенштейн и «Танк Абрамс»(не знаю, как точно называлась эта игра — в ней почти непобедимый американский танк в серии миссий крошил разных недоразвитых противников).

Современные ПК в тысячи раз мощней ЭВМ 1950—1960 годов, в мире их сотни миллионов, большая часть объединена в сеть Интернет. Они абсолютно необходимы самым разным специалистам, большая часть бухгалтерских расчетов в наше время осуществляется специальными бухгалтерскими программами (1С и другими), IТ-специалисты пишут на них программы, секретарши сортируют почту, набивают и распечатывают деловые письма. Но нет-нет, а в свободные минутки да и запускают пасьянсы — какую-нибудь «Косынку», «Паука» или «Солитер».

Образ Би-Джея Бласковица в Wolfenstein 3D (слева) и в последних играх серии: Wolfenstein: The New Order, Wolfenstein: The Old Blood и Wolfenstein II: The New Colossus (справа). Фото: сканы из игры

По всему миру сотни миллионов людей играют со своих ПК в разнообразные сетевые стрелялки или стратегии. А ведь массово все это началось чуть больше 40 лет назад — когда фирма IBM начала продажи своего первого ПК IBM 5150, который де-факто стал на многие годы стандартом персональных ЭВМ.

Игорь Вадимов
Игорь ВадимовСпециально для Журнала Calend.ru