19 ноября 1770 года родился знаменитый мореплаватель Иван Крузенштерн
Пароход назвали не просто так: несколько интересных фактов о легендарном Иване Фёдоровиче Крузенштерне
19 ноябряПотомок остзейских дворян Адам Иоганн фон Крузенштерн или Иван Фёдорович Крузенштерн – легендарный мореплаватель, ставший, несмотря на своё нерусское происхождение, первым русским путешественником, совершившим кругосветное плавание. И хотя при упоминании его фамилии многие с улыбкой вспоминают цитату из мультика «Простоквашино» («Иван Фёдорович Крузенштерн — человек и пароход»), в честь этого человека не случайно были названы морские суда, географические и астрономические объекты, растения и насекомые. Судьба этого мореплавателя была полна таких приключений и, без преувеличения можно сказать, подвигов, что могла бы стать основой для многих приключенческих романов. Сегодня рассказываем интересные факты об этом легендарном человеке.

Иван Федорович Крузенштерн, неизвестный художник, около 1836 г., общественное достояние
Династия в мундирах: военные подвиги рода Крузенштернов
Предком и основателем рода Крузенштернов был немецкий и шведский дипломат Филипп Крузиус – тот самый, который от имени Швеции принимал участие в посольской миссии в Россию к царю Алексею, в подготовке Столбовского договора, а затем и Валиесарского перемирия. Он описал Русское государство довольно подробно по следам своей миссии, и это описание до сих пор хранится в архиве в Стокгольме.
Дворянское достоинство ему даровала королева Христина: он получил фамилию von Krusenstiern и свой фамильный герб. С Россией была связана и судьба его сына, Эверта Филиппа, который пробыл в российском плену 22 года после Северной войны. Иван Фёдорович Крузенштерн был внуком Эверта Филиппа, восьмым сыном его старшего сына Иоганна Фридриха.
Адам Иоганн или Иван Крузенштерн, был очень привязан к одному из своих братьев, Карлу Фридриху. Карл фон Крузенштерн известен тем, что был дважды женат и очень плодовит: из двадцати двух его детей дожили до совершеннолетия пятнадцать, и трое его сыновей вошли в историю как выдающиеся военные:
- генерал-лейтенант Александр Карлович отличился в период русско-турецкой войны 1828—1829 годов, был неоднократно награждён, в том числе орденом св. Владимира 4-й степени с бантом, орденом св. Анны 2-й степени, знаком отличия за военное достоинство 4-й степени и золотой саблей с надписью «За храбрость»;
- полковник Павел Карлович отличился как герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов, был награждён орденом св. Георгия 4-й степени за то, что личным героическим примером повёл за собой войска, став во главе штурмующей колонны,
- вице-адмирал Российского императорского флота, командир шхерного отряда лодок и миноносок Балтийского флота Фёдор Карлович вошёл в историю как герой Крымской войны и командующий таких известных морских судов как линейный корабль «Гангут», клипер «Изумруд», фрегат «Пересвет», был награждён орденом Св. Владимира IV степени с бантом.
Всего у Карла Фридриха было девять сыновей, и почти все они посвятили свою жизнь военной профессии.
Интересно, что Ивану Федоровичу Крузенштерну однажды пришлось воевать против своего дальнего родственника: в период русско-шведской войны потомок брата основателя рода Крузенштернов, то есть представитель другой ветви фамилии, переселившейся в Швецию и именовавшей себя Крусеншернами, полковник Себастьян фон Крусеншерн воевал на стороне шведов, в то время как Иван Федорович Крузенштерн принимал участие в том же сражении на стороне русских.
Быть как Беринг: путь к первой русской кругосветке
Интересно, что Иван Крузенштерн проходил обучение в Морском кадетском корпусе и был единственным выходцем из Прибалтики, там обучавшимся. Размещался Морской кадетский корпус тогда уже в Итальянском дворце в Кронштадте. Именно в этот период Адам Иоганн фон Крузенштерн стал Иваном Фёдоровичем Крузенштерном, русифицировав своё имя. А ещё очень сдружился со своим старшим товарищем Юрием Лисянским, соседом по каюте. Кстати, отчество «Фёдорович» Крузенштерн позаимствовал как раз у друга Лисянского.
Лисянский вспоминал, что в годы учёбы узнал об увлечении Крузенштерна морскими путешествиями: у Ивана Фёдоровича настольной книгой была история экспедиции Беринга, он мечтал когда-нибудь посетить могилу мореплавателя и говорил о том, что такой кончине можно только позавидовать.
Обучение Крузенштерна прошло по сокращённой программе: его произвели в гардемарины досрочно, через три с половиной года обучения, хотя положено было 6 лет обучения. Произошло это из-за начала русско-турецкой войны и последующей войны со Швецией.
Попав на 74-пушечный корабль «Мстислав» в качестве мичмана, Крузенштерн познакомился с Григорием Муловским, который планировал кругосветное плавание и очень заинтересовался молодым парнем, одержимым той же идеей. Правда, корабль «Мстислав» получил серьёзные повреждения в Гогландском сражении, а позже, в Эландском бою Муловский погиб от удара пушечным ядром.
Но идея отправиться в кругосветку Крузенштерна не оставляла, он серьёзно занимался изучением языков, астрономией и географией, подружился с внуком знаменитого Беринга Яковом, а после возобновления действия русско-английского договора об обучении русских офицеров на судах Королевского военно-морского флота сам Иван Федорович, а также Яков Беринг, давний друг Юрий Лисянский и еще несколько стажёров направились в Лондон, а после в Канаду, в США. Крузенштерн побывал в Филадельфии, где встретился с президентом Джорджем Вашингтоном, на Барбадосе, на Бермудских островах.
Ещё одной мечтой Крузенштерна было побывать в Индии. Туда он отправился на трофейном французском фрегате Oiseau, в Калькутте познакомился с видным знатоком Индии Герасимом Лебедевым, а также с Торклером, купцом из Ревеля, у которого уже был опыт кругосветного плавания. Эти два знакомства привели Крузенштерна к выводу, что следует развивать российскую торговлю со странами Востока. По возвращении в Англию Крузенштерн разработал проект под названием «Начертания» — о снабжении морским путём российских колоний на Камчатке и Аляске с перепродажей мехов в Китае. Условиями для реализации проекта, который мог сделать Россию конкурентоспособной наряду с Португалией, Голландией и Англией, были расширение набора в Морской корпус за счёт принятия на обучение людей любого сословия, а не только дворян, и непрерывное осуществление кругосветных плаваний.
«Надежда» и «Нева»: три года в неизведанном океане
Мечту Крузенштерна о кругосветке удалось осуществить после прихода к власти императора Александра I. Тогда рукопись проекта Крузенштерна попала к вице-президенту Адмиралтейств-коллегии Мордвинову как раз в то время, когда большое внимание уделялось разработке проекта морской экспедиции на Камчатку. Поскольку в проекте Иван Фёдорович ставил во главу угла коммерческие интересы России, император Александр I лично утвердил его и назначил Крузенштерна его руководителем.
Правда, это означало, что молодая жена Ивана Фёдоровича и только что родившийся его первенец должны были остаться одни, а гарантировать возвращение Крузенштерна из кругосветки никто не мог. Император назначил супруге Крузенштерна доход в 1500 рублей ежегодно в течение 12 лет, и это сыграло решающую роль — Иван Фёдорович со спокойным сердцем начал подготовку.
Для этого в Англии приобрели судно, но экипаж набрали исключительно из русских моряков, поскольку капитан считал их более надёжными, чем иностранных. Суда «Надежда» и «Нева», одним из которых командовал сам Крузенштерн, а вторым – его давний друг Лисянский, вышли из Кронштадта 7 августа 1803 года. За три года экспедиции корабли пересекли Атлантический океан, обогнули мыс Горн, побывали на Камчатке и Сахалине, в Японии, Китае и Аляске. В 1906 году корабли «Нева» и «Надежда» с полным личным составом на бортах вернулись домой, и для той поры это был небывало удачный исход путешествия. Экспедиция была уникальна: это была первая экспедиция на двух кораблях, которые действовали самостоятельно, осуществляли несколько миссий.

«Нева» в гавани Святого Павла на острове Кадьяк. Гравюра по рисунку Лисянского, общественное достояние
Пёс-талисман, неприятный попутчик и много попутных научных достижений
Интересный факт: Иван Фёдорович взял с собой в кругосветное плавание любимую собаку – спаниеля, который очень скоро стал талисманом команды корабля, а вот некоторых туземцев на островах, куда заходила экспедиция, собачка очень пугала, потому что выглядела крайне диковинным зверем для них.
Хотя руководители кругосветки не ставили перед собой научных задач, учёные всего мира благодарны Крузенштерну и его команде: за составление атласа Южного моря, за этнографические зарисовки, за привезённые из плавания чучела рыб и море полезной и важной информации, добытой в ходе экспедиции. После этого путешествия Россия заняла уверенную позицию в мировой торговле, и император признал заслуги Крузенштерна и его команды в этом достижении и высоко оценил.
Безусловно, в ходе экспедиции командам обоих кораблей пришлось решить немало проблем. Но они были связаны, в основном, с пассажирами, которых пришлось взять на борт. К примеру, на борту корабля находился дипломат Николай Резанов, которого Александр I назначил первым российским посланником в Японию и поставил ему задачу наладить торговлю между странами, что было довольно проблемно, если учитывать полтора века полной изоляции Японии. Отношения между Резановым и Крузенштерном не сложились: им пришлось жить в одной каюте, и в какой-то момент они так рассорились, что даже общались только с помощью записок. Резанов даже писал жалобу правителю Камчатской области Кошелеву, где требовал казни Крузенштерна. Причиной таких напряжённых отношений было заявление Резанова о том, что именно он назначен настоящим руководителем экспедиции, а Крузенштерну отводилась лишь роль «извозчика».
Путешествие Ивана Фёдоровича Крузенштерна и сама его личность стали знамениты и значимы для всего мира. Когда он скончался в 1846 году от инсульта, некрологи написали ведущие СМИ Европы. Ученики Крузенштерна на личные средства к 100-летнему юбилею заложили ему памятник у здания Морского корпуса. Его именем названы несколько мысов (на Курильской гряде, в Канаде и на Аляске), пролив, остров, риф и даже лунный кратер – всего 17 объектов. В честь Крузенштерна названа бабочка и тропическое растение. Его именем назвали трофейный парусный барк и ледокол, океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван Крузенштерн».
Это лишь некоторые из удивительных и порой неожиданных фактов из жизни Ивана Фёдоровича Крузенштерна — человека, чья биография сплетена из нитей нескольких культур, а судьба стала ярким примером служения России, несмотря на нерусские корни. Возможно, именно такие детали помогают по-новому взглянуть на Ивана Фёдоровича не как на героя забавной цитаты из мультфильма, а как на выдающегося мореплавателя, чьё наследие продолжает вдохновлять.









