6 августа 1856 года родился Аполлинарий Васнецов, знаменитый русский художник

От алтаря к искусству: Аполлинарий и другие выдающиеся представители рода Васнецовых

6 августа

Аполлинарий Васнецов — выдающийся русский художник, исследователь древнерусской архитектуры и основатель жанра исторического пейзажа в русской живописи. Его называли «поэтом древней Москвы» в благодарность за его усилия по воссозданию исторического облика столицы. Он создал немало шедевров, в том числе и как театральный художник, хотя академического образования не имел. Но он имел нечто гораздо более важное: принадлежность к древнему роду, подарившему русской культуре целую плеяду гениев и талантов.

Николай Кузнецов «Портрет А.М. Васнецова» (фрагмент), 1897 г., общественное достояние

Аполлинарий Михайлович родился в многодетной семье, его отец был православным священником, принадлежавшим к знаменитому роду Васнецовых. Это древний род, который вел свое начало с Урала, из Перми, а позже некоторые его ветви переселились на Вятку. Изначально фамилия Васнецовых звучала немного иначе: Васкецовы, поскольку возникла от имени Василий по следующему этимологическому пути: Васка — Васкец — Васкецов. Интересен этот род тем, что практически весь он был священническим: первое официальное упоминание о представителе этого рода, псаломщике Трифонова монастыря Дмитрии Кондратьеве, сыне Васнеца, встречается в 1678 году, но и до этого упоминания было известно о церковниках Васкецовых из Перми Великой. Следует сказать, что этот древний и почитаемый род состоял в родстве с такими именитыми фамилиями, как Мышкины, Рязанцевы, Мамонтовы, Толстые и даже режиссёр Станиславский приходился им дальней роднёй.

Среди представителей этого рода, что интересно, было очень много тех, кто посвятил себя живописи. Помимо самого Аполлинария Михайловича, его старший брат Виктор Васнецов был великим русским художником. Его перу принадлежат такие знаменитые полотна, как «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри» и многие другие.

Николай Кузнецов «Портрет Виктора Васнецова» (фрагмент), 1891 г., общественное достояние

Младший брат Виктора и Аполлинария Васнецовых художником не стал, но посвятил свою жизнь собиранию и изучению русского фольклора. Александр Михайлович Васнецов за свою жизнь собрал более 350 русских народных песен и причитаний Вятской губернии, на основе которых составил и издал авторитетный и значимый для отечественного краеведения труд «Песни Северо-Восточной России».

Виктор Васнецов «Портрет брата, Александра Михайловича Васнецова», 1871 г., общественное достояние

Однако династию художников продолжили представители следующего поколения рода Васнецовых, в частности, советский живописец Андрей Владимирович Васнецов, внук Виктора Васнецова и один из основоположников так называемого «сурового стиля» в живописи. Он является одним из авторов мозаики «Морское дно» и рельефа на фасаде плавательного бассейна аэроклуба ДОСААФ в Москве, мозаики на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» в Москве, мозаики «История отечественного оружия» в вестибюле административного здания Министерства обороны в Москве и многих других монументальных работ.

Довольно интересной личностью был ещё один представитель этого рода, Юрий Алексеевич Васнецов, который приходился Виктору и Аполлинарию родственником дальним, но, что примечательно, тоже происходил из семьи священнослужителя — священника кафедрального собора в Вятке. Юрий Алексеевич учился у Казимира Малевича, но в итоге посвятил свою жизнь не кубизму, а иллюстрированию детских книг. Его иллюстрации хорошо известны и знакомы всем: рисунки авторства Юрия Васнецова украсили книги Виталия Бианки, Корнея Чуковского, Льва Толстого и Самуила Маршака. Он иллюстрировал «Конька-Горбунка» Петра Ершова, книги Мамина-Сибиряка. Иллюстрации Юрия Васнецова называют классикой советской детской иллюстрации.

Просто удивительно, как один русский род подарил нашей истории и культуре так много выдающихся личностей, одарённых талантом к живописи. Неслучайно на родине художников Васнецовых в Кировской области ежегодно в начале августа проводят Васнецовский пленэр. Самый первый пленэр прошёл в селе Рябово в 2005 году, и с тех пор ежегодно в это живописное местечко на Вятке съезжаются не только со всей России, а из многих стран мира художники, чтобы увидеть своими глазами те удивительные пейзажи, которые когда-то вдохновили художников-Васнецовых.

Местами проведения пленэра в разные годы были и деревня Рябово, где находится музей-заповедник и усадьба семьи Васнецовых, и город Уржум, и село Лопьял, то самое, откуда родом Виктор Васнецов. В этих местах природа удивительная, она наполнена особым колоритом Русского Севера. Программа пленэра включает в себя и Васнецовские дни, которые посвящены памяти русских живописцев. Выставка работ, написанных участниками в ходе пленэра, завершает программу, и лучшие работы пополняют фонд Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых.

Справедливости ради следует сказать, что среди представителей рода Васнецовых немало выдающихся личностей, нашедших своё призвание и в других сферах науки и творчества.

К примеру, сын художника Виктора Васнецова Владимир посвятил себя науке: он стал доктором биологических наук и внёс огромный вклад в отечественную ихтиологию, став одним из создателей и руководителей кафедры ихтиологии на биологическом факультете Московского университета. За разработку и биологическое обоснование системы мероприятий по повышению рыбной продуктивности реки Амур был удостоен Государственной премии СССР.

Виктор Васнецов «Володя с ружьем (портрет сына художника)», 1899 г., общественное достояние

А вот сын Аполлинария Васнецова Всеволод стал полярным исследователем. Он вошёл в число первых сотрудников Плавучего морского научного института (Плавморнин), принимал участие в полярных экспедициях и даже был их руководителем. Именно он стал организатором Мемориального музея-квартиры А. М. Васнецова и по его инициативе был создан музей-усадьба художников братьев-Васнецовых на их родной Вятке, где сейчас и проходят Васнецовские пленэры.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru