Cегодня 15 декабря, суббота

Растущая луна
 
Сегодня до 13:14 восьмой день лунного цикла, после - девятый. Данные приведены для временного пояса Москвы. Не забудьте сделать поправку для своего места проживания!
 

Международный день чая  Международные праздники

Завтра 16 декабря, воскресенье

Растущая луна
 
Завтра до 13:30 девятый день лунного цикла, после - десятый. Данные приведены для временного пояса Москвы. Не забудьте сделать поправку для своего места проживания!
 

День независимости Казахстана Праздники Казахстана



 
Создав личный календарь, вы сможете сформировать свою подборку событий из праздников, дней городов и памятных дат планеты. Вы сможете вносить в этот список свои персональные даты, добавлять к событиям комментарии, фото и видео, установить напоминания о событиях по e-mail и многое другое. Заведите личный календарь!
 

Начала работать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны
22 ноября 1941 г. 77 лет назад

Начала работать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны


Начала работать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны «Дорога жизни» спасла сотни тысяч человеческих жизней
8 сентября 1941 года с захватом фашистскими войсками Шлиссельбурга началась блокада Ленинграда – одна из жутких, но в то же время одна из наиболее героических страниц в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Битва за Ленинград, взятию которого Гитлер придавал очень большое значение, как с военной, так и с политической точки зрения, стала одним из кровопролитнейших сражений Второй мировой войны. Начиналась она тяжелейшими оборонительными боями Красной Армии ещё на дальних подступах к городу, с огромными потерями, а закончилась полным разгромом Группы Армий «Север». Но, до того светлого момента, когда над Ленинградом прогремел салют в честь войск Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавших вражескую блокаду было очень далеко.



Само по себе противостояние на стабилизированной невероятными усилиями линии фронта под Ленинградом – лишь одна из страниц его героической обороны. Битва имела ещё одну сторону – необходимость не только удержать территорию, а также город – как промышленный и культурный центр, но и сохранить его жителей, оказавшихся в ловушке голода, холода и непрерывных артобстрелов и бомбёжек. Каждый день на грани жизни и смерти, среди умирающих во сне и замертво падающих от истощения на улицах родных, близких, знакомых жители Ленинграда продолжали бороться, стоя на заводах у станков, выпуская боеприпасы для фронта и восстанавливая боевую технику. Места ушедших на фронт мужчин заняли женщины, подростки и дети.

Когда 8 сентября кольцо вражеских войск замкнулось вокруг Ленинграда, единственной транспортной артерией, связывавшей город со страной стали воды Ладожского озера. В первые дни блокады оказались разбомбленными городские продовольственные склады. Перед жителями города нависла угроза голода.

Эвакуация промышленных предприятий и персонала началась ещё в июле 1941 года, а эвакуация жителей – только в августе. Однако, 30 августа немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со страной. С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.

Возможности налаженного авиамоста были невелики, и стало очевидным, что необходимо разработать систему снабжения города и эвакуацию из него жителей по Ладоге. В срочном порядке на побережье Ладожского озера со стороны города были построены три причала в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, способные принимать баржи и катера, а также автомобильные дороги и узкоколейные железные дороги, соединявшие бухты с основными транспортными магистралями.

С началом блокады в её кольце по приблизительным подсчётам оказалось 2,5 миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов. Проблема с продовольственным снабжением ощущалась с каждым месяцем всё острее, число голодных смертей в городе стало стремительно нарастать, однако решить её можно было только ограниченно и только по Ладожскому озеру, навигация на котором подходила к концу. Суровая зима, наступившая в 1941 году рано, начала сковывать льдом воды озера.

Тогда смелая идея проложить по льду Ладоги автодорогу оказалась выходом из смертельной ловушки. Однако, переходный период, когда лёд уже мешал свободной навигации, а его толщина не позволяла выпустить на него автомобили, был очень трудным. Тем не менее, холод способствовал тому, что 22 ноября 1941 года ледовая «Дорога жизни», носившая официальное наименование Военно-автомобильная дорога №101 (№102) начала свою работу. В этот день из Ленинграда за продовольствием выехала автоколонна из 60 грузовиков.

«Дорога жизни» официально функционировала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года, когда после прорыва блокады было восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. За этими «сухими» строками стоит очень многое: невероятный труд учёных, разработчиков, рабочих, водителей, моряков. За этими цифрами стоят беспримерная доблесть и отвага, несокрушимый дух, боль и горечь утрат, радость и гордость за Победу!

Работы по организации Дороги по льду Ладожского озера осуществлялись заранее. Необходимо было учесть много факторов: ледовую обстановку на озере, время ледостава, сроки, за которые толщина льда достигнет необходимого для перемещения автотранспорта уровня. Кроме всего, нужно было позаботиться о том, чтобы в условиях суровой, рано наступившей зимы на всём протяжении ледовой трассы были обустроены пункты обогрева. Особое внимание уделялось и созданию системы ПВО, прикрывающей все направления на «Дороге жизни», так как суда, порты, причалы и проложенная по льду трасса подвергались постоянным налётам вражеской авиации.

Поднятый со дна Ладожского озера ГАЗ-АА — «Полуторка» (Фото: wikipedia.org)
Поднятый со дна Ладожского озера ГАЗ-АА — «Полуторка» (Фото: wikipedia.org)
Одним из символов Дороги жизни стал автомобиль ГАЗ-АА, более известный как «полуторка». Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Протяженность участка дороги, проходившего по льду озера, составляла около 32 км.

Только за первый ледовый период работы дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы «Дороги жизни» по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000 жителей, а также перевезено более 1 600 000 тонн грузов. После освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге.

На протяжении всего пути «Дороги жизни» в послевоенные годы были установлены памятники, монументы и памятные столбы. Наиболее известными из них являются мемориальные комплексы «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо». Есть среди монументов памятники, посвящённые морякам, железнодорожникам, работавшим и сражавшимся на «Дороге жизни», а также технике: машинам ГАЗ-АА и ЗиС-5. Все эти мемориальные сооружения входят в комплекс «Зелёный пояс Славы».

Ну, и конечно, песни военных лет и послевоенные песни о войне! Одна из них целиком посвящена «Дороге жизни»: это «Песня о Ладоге», которая неизменно звучит на концертах в честь Прорыва и снятия блокады Ленинграда, в День Победы. Припев этой песни как нельзя лучше отражает роль Ладожского озера и проложенной по нему «Дороги жизни» в судьбе Ленинграда:

«Эх, Ладога, родная Ладога!
Метель и штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа!»
...






  • Трансляции
Пр@здники и именины по e-mail!

Подпишитесь на рассылку «Праздники и именины сегодня и завтра», и вы всегда будете в курсе, кого из друзей следует поздравлять!



Нажимая кнопку "Подписаться", вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности сайта.

Сегодня, 15 декабря в истории:

1875 В парижском «Журнале воспитания и развлечения» завершена публикация романа Жюля Верна «Таинственный остров»
В парижском «Журнале воспитания и развлечения» завершена публикация романа Жюля Верна «Таинственный остров» 15 декабря 1875 года в парижском «Журнале воспитания и развлечения», предназначенном для молодежной аудитории, закончилась публикация одного из лучших романов Жюля Верна «Таинственный остров». Читательский интерес к журнальному изданию этого...
1923 Зарегистрирована эмблема автомобилестроительной фирмы «Шкода»
Зарегистрирована эмблема автомобилестроительной фирмы «Шкода» В 1869 году молодой инженер Эмил Шкода приобрел небольшой механический завод в городе Пльзень. Со временем завод превратился в одно из крупнейших машиностроительных предприятий Австро-Венгерской империи. В 1905 году там началось изготовление тяжелых...
1972 День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП)
День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) Главный орган ООН, занимающийся вопросами охраны окружающей среды, – ЮНЕП, появился на свет 15 декабря 1972 года. Именно в этот день в Стокгольме, во время проведения первой конференции ООН, посвященной охране окружающей среды, была создана...
1832 Родился Гюстав Эйфель
Гюстав Эйфель Гениальный инженер-строитель, специалист по проектированию металлических конструкций Гюстав Эйфель стал всемирно известным, благодаря своему творению — башне в Париже, которая сегодня считается выдающимся техническим сооружением 19 века и символом...
1950 Родился Борис Грызлов
Борис Грызлов Борис Вячеславович Грызлов родился 15 декабря 1950 года во Владивостоке, в семье военного летчика. Когда мальчику исполнилось четыре года, семья переехала в Ленинград. Там Борис учился в политехнической школе, а затем поступил в Ленинградский...
1857 Умер Джордж Кэйли
Джордж Кэйли Идея создания махолета, имитирующего полет птицы, появилась намного раньше, чем идея создания самолета с неподвижным крылом. Доказано, что первым человеком, совершившим полет на аппарате тяжелее воздуха, был именно изобретатель махолета – Джордж...
1986 Умер Серж Лифарь
Серж Лифарь Многие критики пытались разгадать феномен Сержа Лифаря. То, что он стал танцовщиком экстра-мастером, можно назвать невероятным зигзагом судьбы. Ведь учиться танцевать он начал поздно, в 14 лет. Серж Лифарь (фр. Serge Lifar, настоящее имя - Сергей...

В личный календарь

Добавьте это событие в свой личный календарь.






 

Памятные даты

По месяцам

Информер праздники сегодня
Установите на Вашем сайте или блоге этот информер
«Праздники сегодня».
Получить код этого информера →
Смотреть другие информеры →
 

Использование любой информации CALEND.RU на веб-сайтах возможно только при условии наличия у каждого скопированного материала активной гиперссылки на страницу-источник.
Использование информации сайта в оффлайн-СМИ (радио, телевидение, газеты и т.п.) требует особого согласования. Для согласования отправьте запрос.