Cегодня 21 января, суббота

Убывающая луна
 
Сегодня до 02:20 двадцать второй день лунного цикла, после - двадцать третий. Данные приведены для временного пояса Москвы. Не забудьте сделать поправку для своего места проживания!
 

Международный день объятий  Международные праздники

Завтра 22 января, воскресенье

Убывающая луна
 
Завтра до 03:25 двадцать третий день лунного цикла, после - двадцать четвертый. Данные приведены для временного пояса Москвы. Не забудьте сделать поправку для своего места проживания!
 

День соборности Украины Праздники Украины



 
Создав личный календарь, вы сможете сформировать свою подборку событий из праздников, дней городов и памятных дат планеты. Вы сможете вносить в этот список свои персональные даты, добавлять к событиям комментарии, фото и видео, установить напоминания о событиях по e-mail и многое другое. Заведите личный календарь!
 

12+
В Москве началось строительство первой в городе конно-железной дороги
7 июня 1872 г. 145 лет назад

В Москве началось строительство первой в городе конно-железной дороги


В Москве началось строительство первой в городе конно-железной дороги История московской конки началась 7 июня 1872 года
До 1872 года в Москве не было регулярного и доступного вида общественного городского транспорта. Но все первые средства массового пассажирского транспорта основывались на использовании конной тяги – линейки, дилижансы, омнибусы и другие многоместные экипажи. Более зажиточные москвичи пользовались услугами извозчиков или собственными каретами.

Но с каждым годом, в условиях интенсивно развивающегося города, такие средства передвижения не могли решить всех проблем перевозки москвичей, в частности – повысить скорость передвижения, увеличить вместимость транспортных средств и удешевить стоимость проезда. Ведь не каждый москвич мог воспользоваться услугами извозчика.

К середине 19 века развитие получили железные дороги, и преимущества рельсового транспорта стали настолько очевидны, что возникла идея использования рельсовых путей для внутригородских перевозок. Выход нашли в создании конно-железной дороги или конки (вид общественного транспорта, широко применявшегося до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу). Конка стала в городе предшественником электрического трамвая.



Предложил устраивать такие рельсовые пути по улицам больших городов в 1852 французский инженер Луба, он построил конку в Нью-Йорке, и вскоре новый тип дорог широко распространился в Европе. В России конка впервые появилась в 1854 году в окрестностях Санкт-Петербурга.

Предложение о проведении линии конно-железной городской дороги в Москве обсуждалось еще на заседании Городской думы в 1863 году. Через год первый проект прокладки линий конки был разработан, затем последовал ряд других предложений, но только в апреле 1872 года Думой окончательно был утвержден проект строительства сети линий железно-конных дорог.

История московской конки началась 7 июня 1872 года, когда военное министерство проложило по центральным улицам города первую временную линию конно-железной дороги – от Тверской заставы до Красной площади.

Ее строительство было начато в связи с проведением летом 1872 года в Москве Политехнической выставки и приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Торжественное открытие – начало регулярного движения 8 английских вагонов конного трамвая – состоялось месяц спустя в день открытия выставки – 7 июля 1872 года. На мероприятии присутствовал и Александр II, оставшийся весьма довольным новым видом транспорта.

Постройкой, с участием военных железнодорожников, и временной эксплуатацией линии занимались предприниматели Д.Гурьев и М.Новиков, которые поставили весь необходимый материал для укладки путей и вагоны из Англии.

Конка представляла собой крытые пароконные вагоны, которые имели, как правило, империал, т.е. плоскую крышу, приспособленную для размещения на ней пассажиров. Длина вагонов достигала 8 метров, ширина – 2 метров. Каждый мог вместить 40 пассажиров, сиденья были устроены вверху и внизу – по 10 мест на двух продольных скамейках. Дамам пользоваться империалом возбранялось.

Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали еще несколько лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке их выпрягали.

Конка была предшественником электрического трамвая
Конка была предшественником электрического трамвая
В 1875 году было создано «Первое общество конно-железных дорог в Москве». В 1885 организована бельгийская компания «Главное общество конно-железных дорог». Эти организации (объединившиеся в 1891 году) построили линии конки по Бульварному кольцу, Садовому кольцу, проложили маршруты от центральной части города к его окраинам – на Воробьевы горы, в Дорогомилово, к Бутыркам и др. В 1880-х годах конка стала основным и удобным регулярным городским транспортом в Москве.

К 1900 году сеть конно-железных дорог в Москве составила 94 км; на 25 линиях курсировал 241 вагон (более 2000 лошадей и 400 вагонов), существовало 9 коночных депо. Пассажиры смогли ехать по всем направлениям по одному пересадочному билету, что удешевляло стоимость проезда для большинства москвичей и значительно увеличило число пассажиров, пользовавшихся конкой.

В начале 20 века конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров России – Казани, Минске, Одессе, Самаре, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове, Новгороде, Риге и т.д. В большинстве случаев такие дороги строились на средства акционерных обществ, с участием иностранного капитала.

Конка сыграла свою роль – она была предшественником электрического трамвая. В Москве же использование конки продолжалось до 1912 года. Она была выкуплена Городской думой у частных компаний частично в 1901 и окончательно в 1911 году и постепенно заменена трамвайной сетью.







  • Трансляции
Пр@здники и именины по e-mail!

Подпишитесь на рассылку «Праздники и именины сегодня и завтра», и вы всегда будете в курсе, кого из друзей следует поздравлять!

Сегодня, 21 января в истории:

1921 Ленин в газете «Правда» впервые употребил фразу «Руководящая роль партии»
Ленин в газете «Правда» впервые употребил фразу «Руководящая роль партии» 21 января 1921 года великий вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин в газете «Правда» впервые употребил фразу «Руководящая роль партии». К этому времени газета «Правда» была главным рупором партии большевиков и ее ежедневным центральным...
1945 В Москве принято решение СНК об основании главного Ботанического сада
В Москве принято решение СНК об основании главного Ботанического сада Еще шла война, но на фоне победоносного продвижения Красной Армии решение Совета народных комиссаров от 21 января 1945 года об организации в Москве Ботанического сада, приуроченного к 220-летию Академии наук СССР, знаменовало собой начало новой...
1954 На воду спущена первая в мире атомная подводная лодка
На воду спущена первая в мире атомная подводная лодка Идея боевого применения подводного судна, высказанная впервые еще Леонардо да Винчи, была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и...
1885 Родился Умберто Нобиле
Умберто Нобиле Умберто Нобиле (итал. Umberto Nobile) родился 21 января 1885 года в итальянском городе Лауро, в многодетной семье служащего. Первоначальное образование он получил в государственной и частной школах, а затем в университете Неаполя, где изучал...
1900 Родился Олег Волков
Олег Волков Олег Васильевич Волков, один из основоположников советского экологического движения, родился (9) 21 января 1900 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Его отец был директором правления Русско-Балтийских заводов, мать – внучкой адмирала Михаила...
1775 Умер Емельян Пугачев
Емельян Пугачев Емельян Иванович Пугачев предположительно родился около 1740 или 1742 года в станице Зимовейской Донской области (в настоящее время станица Пугачевская Волгоградской области). Здесь же ранее родился Степан Разин. Точная дата рождения неизвестна. Был...
1869 Умер Иван Горбачевский
Иван Горбачевский Иван Иванович Горбачевский родился (22 сентября) 4 октября 1800 года в городе Нежине на Украине, в семье малоимущих дворян. Отец Горбачевского в 1812 году служил при штабе Барклая де Толли и Кутузова, и будущий декабрист в 12-летнем возрасте...

В личный календарь

Добавьте это событие в свой личный календарь.


Calend.ru рекомендует



Памятные даты

По месяцам

Информер праздники сегодня
Установите на Вашем сайте или блоге этот информер
«Праздники сегодня».
Получить код этого информера →
Смотреть другие информеры →
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки на «Календарь событий»: http://www.calend.ru
Использование информации сайта в оффлайн-СМИ (радио, телевидение, газеты и т.п.) требует особого согласования. Для согласования отправьте запрос.