Создав личный календарь, вы сможете сформировать свою подборку событий из праздников, дней городов и памятных дат планеты. Вы сможете вносить в этот список свои персональные даты, добавлять к событиям комментарии, фото и видео, установить напоминания о событиях по e-mail и многое другое. Заведите личный календарь!
 

12+
В Москве началось строительство первой в городе конно-железной дороги
7 июня 1872 г. 145 лет назад

В Москве началось строительство первой в городе конно-железной дороги


В Москве началось строительство первой в городе конно-железной дороги История московской конки началась 7 июня 1872 года
До 1872 года в Москве не было регулярного и доступного вида общественного городского транспорта. Но все первые средства массового пассажирского транспорта основывались на использовании конной тяги – линейки, дилижансы, омнибусы и другие многоместные экипажи. Более зажиточные москвичи пользовались услугами извозчиков или собственными каретами.

Но с каждым годом, в условиях интенсивно развивающегося города, такие средства передвижения не могли решить всех проблем перевозки москвичей, в частности – повысить скорость передвижения, увеличить вместимость транспортных средств и удешевить стоимость проезда. Ведь не каждый москвич мог воспользоваться услугами извозчика.

К середине 19 века развитие получили железные дороги, и преимущества рельсового транспорта стали настолько очевидны, что возникла идея использования рельсовых путей для внутригородских перевозок. Выход нашли в создании конно-железной дороги или конки (вид общественного транспорта, широко применявшегося до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу). Конка стала в городе предшественником электрического трамвая.



Предложил устраивать такие рельсовые пути по улицам больших городов в 1852 французский инженер Луба, он построил конку в Нью-Йорке, и вскоре новый тип дорог широко распространился в Европе. В России конка впервые появилась в 1854 году в окрестностях Санкт-Петербурга.

Предложение о проведении линии конно-железной городской дороги в Москве обсуждалось еще на заседании Городской думы в 1863 году. Через год первый проект прокладки линий конки был разработан, затем последовал ряд других предложений, но только в апреле 1872 года Думой окончательно был утвержден проект строительства сети линий железно-конных дорог.

История московской конки началась 7 июня 1872 года, когда военное министерство проложило по центральным улицам города первую временную линию конно-железной дороги – от Тверской заставы до Красной площади.

Ее строительство было начато в связи с проведением летом 1872 года в Москве Политехнической выставки и приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Торжественное открытие – начало регулярного движения 8 английских вагонов конного трамвая – состоялось месяц спустя в день открытия выставки – 7 июля 1872 года. На мероприятии присутствовал и Александр II, оставшийся весьма довольным новым видом транспорта.

Постройкой, с участием военных железнодорожников, и временной эксплуатацией линии занимались предприниматели Д.Гурьев и М.Новиков, которые поставили весь необходимый материал для укладки путей и вагоны из Англии.

Конка представляла собой крытые пароконные вагоны, которые имели, как правило, империал, т.е. плоскую крышу, приспособленную для размещения на ней пассажиров. Длина вагонов достигала 8 метров, ширина – 2 метров. Каждый мог вместить 40 пассажиров, сиденья были устроены вверху и внизу – по 10 мест на двух продольных скамейках. Дамам пользоваться империалом возбранялось.

Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали еще несколько лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке их выпрягали.

Конка была предшественником электрического трамвая
Конка была предшественником электрического трамвая
В 1875 году было создано «Первое общество конно-железных дорог в Москве». В 1885 организована бельгийская компания «Главное общество конно-железных дорог». Эти организации (объединившиеся в 1891 году) построили линии конки по Бульварному кольцу, Садовому кольцу, проложили маршруты от центральной части города к его окраинам – на Воробьевы горы, в Дорогомилово, к Бутыркам и др. В 1880-х годах конка стала основным и удобным регулярным городским транспортом в Москве.

К 1900 году сеть конно-железных дорог в Москве составила 94 км; на 25 линиях курсировал 241 вагон (более 2000 лошадей и 400 вагонов), существовало 9 коночных депо. Пассажиры смогли ехать по всем направлениям по одному пересадочному билету, что удешевляло стоимость проезда для большинства москвичей и значительно увеличило число пассажиров, пользовавшихся конкой.

В начале 20 века конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров России – Казани, Минске, Одессе, Самаре, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове, Новгороде, Риге и т.д. В большинстве случаев такие дороги строились на средства акционерных обществ, с участием иностранного капитала.

Конка сыграла свою роль – она была предшественником электрического трамвая. В Москве же использование конки продолжалось до 1912 года. Она была выкуплена Городской думой у частных компаний частично в 1901 и окончательно в 1911 году и постепенно заменена трамвайной сетью.







  • Трансляции
Пр@здники и именины по e-mail!

Подпишитесь на рассылку «Праздники и именины сегодня и завтра», и вы всегда будете в курсе, кого из друзей следует поздравлять!

Сегодня, 25 апреля в истории:

1895 Подписан указ об учреждении «Русского музея императора Александра III» (ныне — Государственный Русский музей)
Подписан указ об учреждении «Русского музея императора Александра III» (ныне — Государственный Русский музей) Идея организации государственного музея национального искусства витала в русском обществе с середины 19 века. Александр III был ценителем искусства и очень хорошо разбирался в живописи. Именно ему принадлежит мысль создания всенародного музея...
1934 Принято постановление о переводе Академии наук СССР в Москву
Принято постановление о переводе Академии наук СССР в Москву 25 апреля 1934 года Совнарком СССР принял постановление о переводе Академии наук СССР из Ленинграда в Москву, с целью «дальнейшего приближения всей работы Академии наук к научному обслуживанию социалистического строительства». В России Академия...
1942 Основан Московский монетный двор Гознака
Основан Московский монетный двор Гознака Первые «Денежные дворы» появились в России еще в 14 веке и располагались в княжеских городах – Новгороде, Москве, Пскове, Рязани, Твери и других. Общая для всех княжеств денежная система берет начало со второй половины 15 века. При царе Алексее...
1907 Родился Василий Соловьев-Седой
Василий Соловьев-Седой Василий Павлович Соловьев-Седой родился (12) 25 апреля 1907 года в Петербурге, в семье выходцев из крестьян. Мать знала и любила народные песни, они сыграли большую роль в становлении Василия как музыканта. К искусству Василий впервые приобщился...
1928 Родился Юрий Яковлев
Юрий Яковлев Юрий Васильевич Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. После окончания вечерней школы в 1948 году он поступил в Театральное училище им. Б.В. Щукина, где учился вместе с Е.Федоровым, М.Ульяновым, Е.Симоновым. После окончания Щукинского...
1595 Умер Торквато Тассо
Торквато Тассо Торквато Тассо, один из крупнейших итальянских поэтов 16 века, родился 11 марта 1544 года в Сорренто. Отец Торквато – филолог и поэт Бернардо Тассо – был секретарем принца Салернского. Торквато получил блестящее образование и с детства находился при...
1943 Умер Владимир Немирович-Данченко
Владимир Немирович-Данченко Владимир Иванович Немирович-Данченко родился (11) 23 декабря 1858 года в Озургеты (Грузия), в русско-грузинско-армянской семье. С детства он мечтал о сцене, а в 19 лет начал успешно выступать в любительском театре. Однако продолжать актерскую...

В личный календарь

Добавьте это событие в свой личный календарь.


Calend.ru рекомендует



Памятные даты

По месяцам

Информер праздники сегодня
Установите на Вашем сайте или блоге этот информер
«Праздники сегодня».
Получить код этого информера →
Смотреть другие информеры →
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки на «Календарь событий»: http://www.calend.ru
Использование информации сайта в оффлайн-СМИ (радио, телевидение, газеты и т.п.) требует особого согласования. Для согласования отправьте запрос.