Calend.ru

Адрес страницы: https://www.calend.ru/persons/6996/

Лукино Висконти

итальянский режиссер театра и кино, сценарист, один из основоположников неореализма

Лукино Висконти (Фото: Marisa Rastellini / Mondadori Publisher, 1972, www.gettyimages.co.uk, ) Лукино Висконти (Фото: Marisa Rastellini / Mondadori Publisher, 1972, www.gettyimages.co.uk, )

Знаменитый режиссер, имя которого вошло в золотой фонд мировой культуры, один из основоположников неореализма – Лукино Висконти всю свою жизнь был убежденным марксистом и антифашистом. Большинство работ мастера посвящено проблемам человека и его времени, а главная тема – конфликт между анархическим индивидуализмом и гуманистическими нормами нравственности. В целом же творчество Висконти отличается масштабностью тем и социально-историческим подходом к изображаемому материалу, глубокой внутренней связью с традициями итальянской и мировой литературы.

Лукино Висконти ди Модроне (итал. Luchino Visconti di Modrone) родился 2 ноября 1906 года в Милане, в аристократической семье. Его отец носил титул герцога Висконти ди Модроне. Потомок знатного рода Лукино получил соответствующее воспитание. С детства он увлекался музыкой и театром, его любимым писателем был Шекспир.

В конце 1930-х годов Висконти уехал в Париж, где, познакомившись с Жаном Ренуаром, начал работать в кино – был его ассистентом на съемках фильмов «Загородная прогулка», «На дне» и «Тоска». В Италии входил в группу антифашистски настроенных молодых кинокритиков, а также выступал в киножурналах антифашистской направленности.

В годы Второй мировой войны он сблизился с итальянскими коммунистами, участвовал в Движении Сопротивления и даже был арестован гестаповцами по подозрению к организации антифашистского заговора в Риме и чудом избежал расстрела.

Первой самостоятельной режиссерской работой Висконти стал полнометражный фильм «Одержимость» (1942), снятый по роману Д.М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды», который считается предвестником неореализма. Тогда же режиссер входит в кружок передовых итальянских кинематографистов и литераторов, где окончательно сформировались его эстетические взгляды, а в журнале «Чинема» он печатает ставшие классикой теории кино статьи «Трупы» (1941) и «Антропоморфическое кино» (1943).

В 1945 году Висконти участвует в создании совместного (вместе с Джузеппе Де Сантисом и другими режиссерами) документального фильма «Дни славы» об освобождении Италии от режима Муссолини. Следующим же полнометражным фильмом режиссера стала картина «Земля дрожит» (1948), снятая на Сицилии в подлинных интерьерах, с участием непрофессиональных актеров. Фильм произвел настоящий фурор в Италии, а Висконти был признан одним из гуру итальянского неореализма.

Отойдя от пролетарской тематики, режиссер снял ряд фильмов на современные сюжеты, среди которых: «Самая красивая» (1951), «Рокко и его братья» (1960), «Туманных звезд Большой Медведицы» (1965), «Семейный портрет в интерьере» (1974). Среди других известных его работ: «Заметки о происшествии» (1951), «Белые ночи» (1957), «Посторонний» (1967), а первый цветной фильм Висконти – «Чувство» (1954) – опередил возникновение национального исторического кино.

Этапной в творчестве режиссера стала масштабная экранизация романа Лампедуза «Леопард» (1962). Этот фильм считается вершиной творчества Висконти, за который он в 1963 году был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. В числе же наиболее спорных работ режиссера – фильмы «германской трилогии»: «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971) и «Людвиг» (1973). Во многих своих лентах он выступил и в качестве сценариста. Последний фильм Висконти «Невинный» (1976), вышел уже после его смерти.

Параллельно с работой в кино, Лукино был известен и как театральный режиссер. Еще в 1940-х годах он начинает ставить драматические и оперные спектакли на сценах разных театров. Среди наиболее заметных его постановок – спектакли: «Смерть коммивояжера» и «Вид с моста» А.Миллера, «Три сестры» и «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Трудные родители» Ж.Кокто, «Пятая колонна» Э.Хемингуэя, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Трамвай „Желание«» Т.Уильямса, «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони, «Двое на качелях» У.Гибсона, а также оперы: «Травиата» и «Трубадур» Дж.Верди, «Ариальда» Тестори, «Весталка» Спонтини. Среди любимых опер режиссера – «Дон Карлос» и «Макбет».

Всего он поставил 66 театральных спектаклей, в том числе – 44 драматических, 2 балетных и 20 оперных, многие из которых вошли в золотой фонд итальянского театра. А несколько фильмов Висконти были отмечены призами различных МКФ. Также он является обладателем премии «Оскар» за фильм «Гибель богов».

Умер великий режиссер Лукино Висконти 17 марта 1976 года в Риме.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Статья «Дом Висконти: Лукино и его удивительные предки»

Персоны дня 20 апреля:
Регистрация Вход
Регистрация Эл. почта
Логин

только латиница и символы "-", "_"; не менее 4 символов

Пароль Еще раз

Нажимая кнопку "Зарегистрироваться", вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности сайта

Авторизация Логин
Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?