Calend.ru

Адрес страницы: https://www.calend.ru/persons/1231/

Франсиско Гойя

испанский художник, гравер

Франсиско Гойя (Автопортрет, 1797-1800, Музей Гойи, Франция, goya.unizar.es, ) Франсиско Гойя (Автопортрет, 1797-1800, Музей Гойи, Франция, goya.unizar.es, )

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes) родился 30 марта 1746 года в семье мастера-позолотчика, в небольшой деревушке на севере Испании. В возрасте 13 лет Франсиско поступил в ученики к местному художнику, а в 1763 году перебрался в Мадрид, где вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.

В 1771 году он принял участие в итальянском конкурсе, проводившемся пармской Академией художеств, и получил вторую премию за историческое полотно, главным героем которого стал легендарный Ганнибал.

В 1772 году он получил заказ на потолочную фреску для церкви в Сарагосе. На протяжении следующих десяти лет Гойя часто расписывал церкви. В 1773 году он женился на сестре Байеу Хосефе. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени – Байеу пользовался немалым влиянием.

В 1774 году Гойя переехал в Мадрид, где приступил к первой серии картонов для Королевской шпалерной мануфактуры. Работа над картонами была основной для Гойи до 1780 года, но и в следующее десятилетие он время от времени возвращался к ней.


Поклонение имени Бога (1772, фреска на потолке купола малого хора Богородицы в базилике Нуэстра-Синьора-дель-Пилар в Сарагосе, www.metmuseum.org, Общественное достояние)

В 1780 году Гойю приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Пропуском туда послужила исполненная в академическом стиле картина «Распятие». В 1785 году Гойя стал вице-директором живописного отделения академии, а в 1786 его пригласили ко двору Карла III.

После смерти короля в 1788 году произошел крутой поворот в жизни Гойи. Новый король, Карл IV, пожаловал ему почетный титул придворного художника. Гойя стал наиболее востребованным и модным среди мадридской аристократии художником-портретистом. Наряду с этим он продолжал работать и для церквей.

Зимой 1792-1793 художника настиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.


Портрет семьи Карла IV (1800—1801, Музей Прадо, Мадрид, www.museodelprado.es, Общественное достояние)

Чуть поправившись, Гойя вернулся к работе и написал серию небольших картин. Эти картины обозначили водораздел в творческой биографии Гойи – в его творчестве стали преобладать странные образы, порожденные фантазией.

В 1795 году, после смерти Байеу, Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. Этот период отмечен серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.

Последние годы своей жизни он провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в той церкви, стены и потолок которой он когда-то расписал.

Персоны дня 19 марта:
Регистрация Вход
Регистрация Эл. почта
Логин

только латиница и символы "-", "_"; не менее 4 символов

Пароль Еще раз

Нажимая кнопку "Зарегистрироваться", вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности сайта

Авторизация Логин
Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?