СССР — США: вместе в космос. Первый совместный полет «Союз-Аполлон»

15 июля

Сегодня совместными полетами российских космонавтов и американских астронавтов никого не удивишь, а начиналось все во времена СССР. 15 июля 1975 года состоялся первый совместный орбитальный полет космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Происходило это так.

Корабли «Аполлон» (слева) и «Союз-19» (справа). Фото: ru.wikipedia.org

Полет в космос возможен только после решения целого ряда очень сложных задач. США И СССР решали эти задачи по-разному. Очень ярким примером этого является методика ведения записей в полете, в условиях невесомости. В США было потрачено несколько миллионов долларов на то, чтобы создать фломастер, пишущий в невесомости, а космонавты СССР просто писали карандашом.

Для чего создавался проект совместного полета «Союза» и «Аполлона»?

Сразу после начала первых космических полетов перед конструкторами ракет встала проблема отказа оборудования, задействованного для спуска аппарата с орбиты. Тут не было неважных этапов — сначала несколькими ударами маневровых двигателей надо было сориентировать спускаемый аппарат в единственно правильном направлении, затем в точно рассчитанное время на нужное количество секунд надо запустить тормозной двигатель аппарата. И любая промашка в этом деле грозила если не прямо гибелью корабля с космонавтами, то падением спускаемого аппарата бог весть где и по черт знает какой траектории. Пока спутники были необитаемые, или с собачками — это было просто очень неприятно. Но с началом пилотируемых космических полетов — это стало вопросом престижа Великих Космических держав, СССР и США.

Нашивка на костюме экипажа. Фото: ru.wikipedia.org

Для возможности спасения летавших на орбите космонавтов и было решено попытаться объединить усилия обоих тогдашних космических держав.

На русском языке программа называлась ЭПАС, или «Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз»», а на английском ее назвали ASTP, или Apollo–Soyuz Test Project.

В ходе полета было необходимо испытать оборудование, обеспечивающее стыковку Аполлона и Союза, проверить методики маневрирования на орбите с целью подхода к другому кораблю и произведение стыковки на орбите. Не менее важно было испытание технологий, обеспечивающих общение двух кораблей с различной атмосферой для дыхания.

Ведь на Аполлонах парциальное давление составляло около 1/3 атмосферы и дышали космонавты одним чистым кислородом, а на советских кораблях давление было нормальное атмосферное и дышали наши космонавты обычным воздухом, в котором кислорода было только 21%.

Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов. Фото: ru.wikipedia.org

В начале 1970-го года директор NASA Томас Пейн в ходе переписки с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем предложил программу совместного полета. Сама программа была утверждена 24 мая 1972 года — было подписано «Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях».

В составе советского экипажа были Алексей Леонов (полет на корабле «Восход-2» и первый выход в открытый космос) и Валерий Кубасов, ранее летавший на корабле «Союз-6».

В американском экипаже было три человека — Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон. Командир экипажа «Аполлона» Томас Стаффорд до этого летал на кораблях «Джемини-6A», «Джемини-9A», а также был в составе «Аполлона-10», в этом полете он находился в орбитальном отсеке и не высаживался на Луну.

Как проходил полет?

«Аполлон» после разворота стыкуется с переходным отсеком на последней ступени РН. Фото: ru.wikipedia.org

15 июля 1975 года

  • В 15 часов 20 минут с космодрома «Байконур» произошел запуск корабля «Союз-19» с экипажем А.Леонов и В.Кубасов.
  • В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал был запущен «Аполлон» (экипаж Т.Стаффорд, В.Бранд и Д.Слейтон).
  • Выйдя на орбиту, корабли сблизились, и после целого ряда маневров 17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка кораблей.
  • Два дня они летали вместе, затем, 19 июля, расстыковались и провели ряд экспериментов. Через примерно два часа корабли повторно состыковались, а еще через два витка — окончательно расстыковались.
  • Полет длился от 5 суток 22 часов («Союз») до 9 суток 1 часа («Аполлон»).
  • Общее время полета в состыкованном состоянии составило 46 часов 36 минут.

Главные проблемы полета, и как они решались

Во-первых, было очень важно суметь правильно рассчитать время, направление и скорость полета второго корабля, так, чтобы он вышел на орбиту достаточно близко к кораблю, запущенному первым и находящемуся на орбите.

Во-вторых, была проблема разности атмосфер советского и американского кораблей. Для того, чтобы как-то совместить земную атмосферу, которой дышали советские космонавты с атмосферой чистого кислорода и давлением в 1/3 атмосферы, которой дышали американцы и был предназначен переходный отсек. Кстати, управлял этим отсеком Джон Слейтон, третий член экипажа Аполлона. После стыковки с «Союзом» в Аполлоне поднимали давление до 258 мм рт. ст., а в «Союзе» давление уменьшали до 520 мм рт. ст., увеличив в нем содержание кислорода с обычных 21% до 40%.

Соединение кораблей через шлюз (шлюзование) было весьма сложной операцией и длилось оно от 8 часов (в начале) до 3 часов (во второй раз).

Космические костюмы советского экипажа в атмосфере почти чистого кислорода в «Аполлоне» были пожароопасны, потому специально для этого полета были разработаны другие костюмы, безопасные для условий атмосферы американского корабля.

Почтовый блок «Экспериментальный полёт кораблей „Союз“ и „Аполлон“». Фото: ru.wikipedia.org

Специально для этого полета была разработана новая система стыковки АПАС-75, а также множество разных космических мелочей.

Интересный и очень полезный был полет. Жаль, что тогда его совершили только раз и больше не повторяли. Все, сделанное американскими и советскими учеными специально для полета по программе «Союз-Аполлон», оказалось очень востребовано, когда начались работы про программе МКС. Основа успеха этой программы была заложена в 1975 году.


Календарный повод: 15 июля 1975 года состоялся первый в истории совместный полет космических кораблей двух стран — советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона»

Игорь ВадимовСпециально для Журнала Calend.ru