Семь «почему» о фильме «17 мгновений весны»

11 августа

Мерилом успеха личности или истории во все времена было попадание их в анекдоты. Никакой прокатный успех, никакие публикации в прессе не могут свидетельствовать о популярности лучше. Если имя главного героя фильма попадало в анекдоты, значит, всенародная слава пришла и, скорее всего, останется надолго.

Фото: kinopoisk.ru

Удивительно, что в успех многосерийного фильма «17 мгновений весны», вышедшего на экраны 11 августа 1973 года, не особо верили даже актеры, которые в нем снимались. Юрий Визбор вспоминал: «Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит».

Но внезапно, неожиданно для всех, зритель принял фильм и полюбил. Вся огромная страна хохотала над анекдотами про Штирлица, пересказывала друг другу невероятные истории о съемках фильма, хихикала над «киноляпами». И до сих пор многие детали и самого фильма, и его съемочного процесса вызывают бесконечные вопросы критиков, ценителей и случайных зрителей.

Почему Штирлиц познакомился со своей женой за день до съемок?

Жена Штирлица. Фото: kinopoisk.ru

Элеонору Шашкову огорошили новостью о том, что ей предстоит сниматься в сериале в роли супруги главного героя, меньше, чем за сутки. Кто знал, что ее образ навсегда войдет не только в историю кинематографа, но и в устное народное творчество? Интересно и то, что поначалу сцену, где Штирлиц встречается с женой, решено было снимать без участия Тихонова (у актера на этот день выпал первый за все время съемок выходной), и этот факт так обескуражил Шашкову, что она даже подумала отказаться от роли, побоявшись, что не справится. И вдруг открывается дверь, и на съемочную площадку входит Тихонов – при полном параде, в форме Штирлица. Актер решил не бросать коллегу и отменил сам себе выходной, приняв участие в съемках эпизода.

Почему Штирлиц — не грузин?

Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера. Фото: kinopoisk.ru

Смешной, казалось бы, вопрос. И тем не менее, это могло оказаться так: среди кандидатов на роль главного героя было много хороших актеров (Юрий Соломин, Олег Стриженов, Иннокентий Смоктуновский), но больше всех шансов было у Арчила Гомиашвили, ведь у него был, как это принято тогда было говорить, «блат» — у Гомиашвили в то время как раз развивался пылкий роман с режиссером и соавтором сценария фильма Татьяной Лиозновой. По мнению Лиозновой, многие из пробовавшихся актеров на главную роль подходили гораздо больше, чем Вячеслав Тихонов. Сейчас даже представить себе странно, что Штирлицем мог стать кто-то другой. А ведь решающую роль в выборе именно Тихонова сыграло то, что актер на момент съемок был не так занят, как остальные актеры – и всего лишь.

Почему Гитлер -  не Афоня?

Леонид Куравлев мог бы сыграть Гитлера. Фото: kinopoisk.ru

Именно Леонид Куравлев изначально планировался на роль Гитлера. Куравлев прошел пробы, но потом признался сам, что эта роль слишком сложна для него: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против».

В результате актер получил роль одноглазого Айсмана. Почему одноглазого, кстати? Татьяна Лиознова поясняла, что «для смелости», чтобы придать герою «боевой характер»», и Куравлев мастерски использовал эту деталь: более пронзительного взгляда в фильме не было ни у кого из фашистов.

Почему «Мюллер» не похож на Мюллера?

Леонид Броневой (слева) и реальный Генрих Мюллер

По словам Леонида Броневого, слава богу, что до съемок фильма он ни разу не видел фото Мюллера, образ которого ему предстояло воплотить на экране, иначе он обнаружил бы, что совершенно ничего общего не имеет со своим героем и отказался бы играть эту роль. Роль Мюллера была для Леонида Броневого дебютом в кино, но он справился с ней настолько блестяще, что признавался даже через много лет, что с удовольствием повторил бы этот опыт.

Почему Лиознова переделала оригинальный сценарий?

Татьяна Лиознова. Фото: kinopoisk.ru

На основе романа Юлиана Семенова был написан сценарий, неукоснительно следовавший каждой детали в книге. Но режиссер Татьяна Лиознова была категорически не согласна с этим сценарием и считала, что в него необходимо внести ряд изменений. Лиознова влюбилась в историю разведчика Исаева, да и вообще история о войне была близка ей, потерявшей в годы войны родных. Для нее как режиссера важно было не просто рассказать историю Максима Исаева – важно было понять, что чувствовал этот человек, каково ему было, и снять так, чтобы зритель принял Штирлица не просто как героя – как человека, оказавшегося в разгар войны в логове врага. Именно поэтому в фильме появились фрау Заурих и немка Габи, а также история со влюбленностью в Штирлица унтершарфюрера СС Барбары Крайн. Кстати сказать, последнее было идеей самого Вячеслава Тихонова. Его же идеей стала и сцена встречи с женой в кафе «Слон». Услышав рассказ от одного из знакомых, легендарного советского разведчика Конона Молодого, о том, как разведчикам приходится встречаться со своими женами – тайком, издалека провожая друг друга взглядами, Тихонов предложил внести в сценарий такую сцену. По первому варианту, в сцене должен был появиться еще и сын Исаева, но после от этой детали отказались.

Почему Штирлиц на съемочной площадке повторял таблицу умножения?

Фото: kinopoisk.ru

Сыграть сдержанного, внешне холодного Штирлица оказалось не так-то легко. Все время оставаться в абсолютном равнодушии и спокойствии сложнее, чем кажется: у каждого актера на той съемочной площадке была хотя бы маленькая возможность показать эмоции, переживания, внутренние противоречия, саму жизнь, но Тихонов был вынужден практически все время молчать, «дважды закрытый – один раз профессией и второй раз – немецким мундиром».

Как удавалось Вячеславу Тихонову все время держать в кадре напряженное, думающее лицо? Сам актер однажды признался, что он просто повторял в уме таблицу умножения.

Почему в фильме не показали конец истории Штирлица?

Конечно, каждый из нас, наблюдая финальные сцены фильма с сидящим на обочине дороги Штирлицем, в глубине души был спокоен за героя: впереди Победа, а значит, все будет хорошо. А вот режиссер фильма Татьяна Лиознова наверняка знала, что это не так. Признавшись в одном из интервью, что знает о Штирлице все, она пояснила, что вряд ли конец истории Штирлица был таким уж веселым: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец. Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть».

Наверное, это и к лучшему, что и финал фильма, и сам фильм получился именно таким, каким мы его знаем. Хотя вопросов и об истории его создания, и об истории самого Штирлица будет возникать еще очень много.


Календарный повод для статьи — 11 августа 1973 года в СССР начался показ фильма «17 мгновений весны»

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru