День ювелира: необыкновенные ювелирные изделия

31 января

Эти три потрясающие ювелирные композиции, выполненные лучшими мастерами ювелирного дела, как нельзя лучше представляют профессию, чей праздник отмечается 31 января. Дню ювелира посвящается.

«Одуванчик» Фаберже

Когда смотришь на этот цветок в лаконичной вазе, то кажется, что еще несколько минут назад лучи теплого солнца играли в его пушистой головке, зажигали звезды в капельках росы. Трудно представить, что одуванчик сделан человеком. Пасхальные яйца карла Фаберже известны всем, но немногие знают, что ювелир создал прекрасную коллекцию цветов, и самый удивительный экземпляр этой коллекции – обыкновенный одуванчик, который с 1995 года хранится в Оружейной палате.

«Одуванчик» Фаберже

«Одуванчик» Фаберже. Оружейная палата, Москва

Золотой стебелек, нефритовые листья, тычинки из серебра выглядят очень естественно, но главный секрет — в настоящем пухе одуванчика, его мастер прикрепил к металлическим тычинкам. Ученые-биологи даже провели экспертизу и установили, что это, действительно, пушинки одуванчика и им около ста лет. До сих пор остается тайной, как Фаберже удалось закрепить пух на цветке. Мастер пошел дальше – на кончики пушинок он прикрепил мелкие бриллианты, сверкающие каплями росы.

Феодосийские серьги

Но даже Карлу Фаберже оказалось не под силу воспроизвести технику, в которой изготовлены серьги, найденные весной 1853 года. Художник Иван Айвазовский организовал раскопки для поиска следов античной Феодосии. В одном из курганов было обнаружено захоронение женщины с множеством украшений. В их числе были и серьги, названные позже Феодосийскими. Созданные в IV в. до н.э., они являются ярким примером ювелирного мастерства древних греков.

Серьги состоят из нескольких частей. Верхний диск с цветочным орнаментом соединен с лунницей, а между ними ювелир разместил скульптурную композицию, в центре которой богиня Ника, которая мчится в колеснице. Четверка резвых коней  окружена крылатыми Гениями, которые указывают дорогу. Охраняет Нику воин – атлет апобат, искусный в конных и пеших сражениях. К луннице прикреплены три ряда подвесок на цепочках разной длины.

В Древней Греции были мастера миниатюрных скульптур. Известен макет снаряженного корабля, величиной с пчелу, записанные на кунжутном семечке стихи Гомера.

Древние греки, работавшие с золотом, использовали необычную технику, ее называли зерни, т.к. изделия создавали из микроскопических зерен золота. Позже ювелиры пытались повторить этот способ, известно, что и Карл Фаберже предпринимал такие попытки, но они были неудачны, золотые зерна плавились.

Феодосийские серьги хранятся в Эрмитаже.

«Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауранг-Зеба» Динглингера

В 1712 году Петр I должен был посетить Дрезден, но до города не доехал – велел свернуть к известному ювелиру  Динглингеру, чтобы понять тонкости ювелирного дела. А после этого пригласил в Россию известных немецких мастеров.

Иоганн Мельхиор Динглингер, знаменитый ювелир начала 18 века, создавал шедевры, котором до сих пор нет равных. Одна из самых известных его работ — фигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауранг-Зеба». Все великолепие индийского двора в золоте и драгоценных камнях. Размеры композиции  142 х 114 сантиметров.

Музей «Грюнес Гевёльбе» - «Зелёные Своды». Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого могола Ауренг Зеба

«Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого могола Ауренг Зеба» (Двор великого Могола). Музей «Грюнес Гевёльбе» («Зелёные Своды»). Работа Щ. М. Динглингера и его братьев. Дрезден. 1701—1708 гг. Золото, серебро, частично золоченое. Драгоценные камни, жемчуг, эмаль. Высота 58 см. Длина 142 см. Ширина 114 см.

Динглингер никогда не был в Индии, но он прочел много источников, чтобы все выглядело максимально достоверно. Работа велась 7 лет, Динглингеру помогали его братья и 14 подмастерьев. Ему потребовалось 4909 бриллиантов, 164 изумруда, 160 рубинов и 1 сапфир.

Невероятно красивая, сказочная композиция из золота, серебра, драгоценных камней состоит из трех «дворов»: первый – в серебре, второй – в золоте и главный, в котором на троне восседает сам  Ауранг-Зеба. Его окружает свита, к павильону движутся князья со своими слугами, несущими дары.

Каждая фигурка индивидуальна, у всех разные лица, разная одежда. Все они очень динамичны: вот богатого князя везут рикши, слуга склонился в почтительном поклоне, погонщик, восседающий на слоне.

Сейчас ансамбль находится в музее «Новые зеленые своды» в Дрездене.

Елена Гвозденко
Елена ГвозденкоСпециально для Журнала Calend.ru