13 ноября 1921 года основан Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова

Кто такой Евгений Вахтангов и почему его именем был назван целый театр?

13 ноября

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова – один из самых известных и авторитетных театров в России. Он начал свое существование в 1913 году как небольшая Студенческая драматическая студия и через тринадцать лет театру было присвоено имя его основателя и первого руководителя. Но кем был этот самый Евгений Вахтангов? Что за удивительная личность скрывается за этим громким именем?

Здание театра в 2018 году. Фото: A.Savin по лицензии FAL

А имя действительно было громким. Отец Вахтангова Багратион Сергеевич был фигурой значительной, известной во Владикавказе: купец 2-й гильдии, фабрикант, производитель табачных изделий имел роскошный дом напротив Церкви Святого Григория Просветителя и был женат на русской красавице, купеческой дочери Ольге Лебедевой. Их сын Евгений получил прекрасное воспитание: гимназия, музыка, танцы, журналистика – всем этим он с удовольствием занимался в детстве и юношестве, а чуть позже увлекся и драматическим искусством: играл в любительских драмкружках (исполнял роли женские, острохарактерные, особенные) и пробовал себя в качестве режиссера. Впрочем, влиятельный отец увлечения сына театром не разделял совсем: что за несерьезное занятие для серьезного мужчины? Поэтому учиться Евгений Вахтангов был отправлен в Рижский политехнический институт.

Однако, если отец ожидал от сына рвения в учебе, то Евгений родителя разочаровал: первое, что он сделал, приехав в Ригу, — это записался в драмкружок, ему посвящал все свое свободное время и, в итоге, вступительные экзамены провалил. Пришлось ехать в Москву, поступать в Московский университет сначала на физмат, потом на юрфак… Стоит ли упоминать, чему Вахтангов уделял все свое свободное от учебы время? Конечно, очередному драмкружку: в то время особой популярностью пользовался Михайловский драмкружок, который основала мать Юрия Завадского, и там-то Евгений Вахтангов и участвовал активно в самых разных постановках, в том числе ставил спектакли самостоятельно и даже привозил их во Владикавказ.

Марка СССР — основатель театра Евгений Вахтангов и персонажи из спектакля «Принцесса Турандот», 1971 г. Фото: Марка Почты СССР

Надежды отца Евгений не оправдал, поэтому на долгие годы рассорился с Багратионом Сергеевичем. А поскольку купец и фабрикант Багратион Вахтангов был человеком скупым, он лишил сына любой помощи и семейной поддержки. Этот конфликт был тяжелым, затяжным, в результате него Евгений Вахтангов в родительский дом перестал приезжать, а друзей просил называть себя Евгением Александровичем.

Евгений Вахтангов не хотел исполнять мечты отца: он стремился воплотить в жизнь свои собственные, и ему это удалось. После того, как его приняли в театральную школу, его учителями стали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. А чуть позже примкнул и к первой студии МХТ, организованной Станиславским и Сулержицким, где актерский и режиссерский талант Вахтангова раскрылся в полной мере. К сожалению, именно в эти годы он и подорвал основательно свое здоровье: будучи лишенным поддержки семьи, Вахтангов питался чем придется, дешевой и часто некачественной пищей. Но был целеустремлен и шел к своей мечте через все жизненные невзгоды.

Тогда же ради заработка студенты организовали программы «Кабаре», и Вахтангов пробовал себя в самых разных амплуа: как актер, как пародист, как сценарист, музыкант и режиссер. И даже побывал в Париже вместе со своим учителем Леопольдом Сулержицким, где в театре Режан ими была поставлена «Синяя птица».

Евгений Вахтангов в 1910-е годы. Фото: общественное достояние

В труппу МХТ Вахтангова приняли только в 1911 году, когда он вернулся из Парижа. Он не блистал в ней как актер, но зато стоял у истоков системы Станиславского, разрабатывал и внедрял в жизнь ее основные идеи. И в 1913 году встал во главе организованной студентами студии, которая позже стала 3-ей студией МХТ. А поскольку руководство МХТ не очень приветствовало такую работу «на стороне», студия функционировала подпольно – в течение четырех долгих лет ее постановки можно было увидеть только на съемных квартирах и в самодельных декорациях, изготовленных из подручных средств.

В 1917 году этот подпольный театр стал громко называться Московской драматической студией Вахтангова.

Вахтангов начал преподавать активно, а после революции даже встал во главе Режиссерской секции Театрального отдела Наркомпроса. Для Вахтангова революция открыла большие возможности творческого воплощения: он уделял много времени народному театру, пролетарской культуре, и тема изобличения богачей и угнетателей была ведущей в его постановках. Его постановки пользовались успехом, а «Принцесса Турандот», которую Вахтангов поставил в 1922 году, была названа его учителями Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко творческим триумфом, с этим согласились и многие видные театральные деятели того времени. Эта, казалось бы, простая сказка, привела публику в ликование: абсолютно все сословия советских граждан были влюблены в эту постановку, и позже по мотивам спектакля были выпущены духи, а вальс «Турандот» стал настоящим хитом на танцплощадках.

Вахтангов был режиссером-новатором, он остро чувствовал новые веяния времени, трансформировал их в творческие идеи и воплощал на сцене. Его постановки были настолько близки и понятны народу, что публика Советской России буквально боготворила режиссера Вахтангова.

Дом на Армянской улице во Владикавказе, в котором родился и вырос Вахтангов. Фото: Clark7777, по лицензии CC BY-SA 4.0

Евгений Багратионович прожил недолго: приобретенная еще в годы голодной молодости язва желудка переросла в рак, который и прервал до срока его яркую творческую жизнь: Вахтангов умер в 39 лет. Но даже за столь короткую жизнь он успел многое. Две его грандиозные постановки стали рекордсменами среди спектаклей-долгожителей: спектакль «Гадибук» в театре «Габима» надолго пережил своего создателя и шел еще сорок лет после смерти Вахтангова, а знаменитая «Принцесса Турандот» имеет еще более долгую судьбу: спектакль шел вплоть до 2006 года.

3-я студия МХТ стала называться академическим театром имени Вахтангова в 1926 году, через четыре года после смерти своего основателя. А жена режиссера Надежда Михайловна организовала музей-квартиру Вахтангова, стала автором множества воспоминаний. Имя Вахтангова было присвоено и Русскому театру во Владикавказе, но это случилось уже после перестройки. Его именем названы улицы в Москве, Тель-Авиве, Челябинске и Владикавказе. Там же, во Владикавказе, режиссеру установлен памятник. Имя Вахтангова носит самолет Airbus A321, принадлежащий «Аэрофлоту». Ему писала стихи Марина Цветаева — ее стихотворение «Заклинаю тебя от злата» посвящается Евгению Вахтангову.

Заклинаю тебя от злата,
От полночной вдовы крылатой,
От болотного злого дыма,
От старухи, бредущей мимо.

Змеи под кустом,
Воды под мостом,
Дороги — крестом,
От бабы — постом.

От шали бухарской,
От грамоты царской,
От черного дела,
От лошади белой.

Евгений Вахтангов. Фото: общественное достояние

Но Вахтангов оставил России еще более значительное и богатое наследство: целую плеяду бесподобных актеров и актрис, воспитанных и расцветших в Театре имени Вахтангова: Юрий Яковлев и Владимир Этуш, Людмила Чурсина и Михаил Ульянов, Мария Аронова и Владимир Вдовиченков, Анастасия и Марианна Вертинские, Нонна Гришаева и Виктор Добронравов, Василий Лановой и Василий Ливанов, Ирина Купченко и Ольга Ломоносова, Виктор Сухоруков и Юлия Рутберг, Нина Русланова, Юрий Любимов и многие-многие другие.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru